ЛЕТНЯЯ ПЛОЩАДКА

Газета "Дагестанская правда"Оперная дива Людмила Магомедова

Газета "Дагестанская правда"

Оперная дива Людмила Магомедова

Автор:

В Махачкале в зале Кумыкского театра состоялся гастрольный концерт оперной дивы, народной артистки России Людмилы Магомедовой, который организовала Даггосфилармония при поддержке Министерства культуры РД.

 

Это уже вторая встреча дагестанцев с замечательной певицей. Первая состоялась три года назад, когда культурная общественность республики была потрясена тем, что, оказывается, есть у нас такая землячка. Махачкалинка по месту рождения, она добилась невероятных высот в мире оперы, стала сопрано первой величины, выступала на престижнейших сценических площадках мира, была солисткой Берлинской оперы, приглашенной солисткой Большого театра СССР, выступала в Венской опере, блистала в Италии.

Первая программа с участием Людмилы Магомедовой, которую услышали дагестанские меломаны, была целиком посвящена вокальной музыке Пуччини и оставила их в томлении и желании услышать певицу в других звездных партиях.

Ария Нормы – любимая в репертуаре Людмилы Магомедовой. Она инициировала постановку этой оперы в нашей стране, что было сделано силами московских театральных и концертных коллективов к 190–летию со дня рождения Виченцо Беллини. Сам Иван Козловский, великий тенор, после премьеры оперы в Большом зале консерватории сообщил слушателям, что Людмила Магомедова стала первой в России исполнительницей партии Нормы, вернув на российскую сцену подзабытый стиль «бельканто».

В репертуаре вокалистки европейского класса самые сложные партии сопранового репертуара. Например, Абигайль («Набукко») и Турандот («Турандот») считаются работами за гранью возможностей женского организма. Тем не менее Людмила Каримовна блистала в этих ролях не только на российской сцене, но и за рубежом. Несколько лет назад певица совершила гастрольный тур в Ирландию, Бельгию и Великобританию, где потрясла слушателей исполнением Аиды и Тоски. Вот как отозвался на ее выступление самый придирчивый английский критик Дэвид Дэнстон: «Людмила Магомедова сегодня – это наиболее убедительная Тоска на оперном небосклоне. Ее мощный голос - реинкарнация незабвенной гречанки Марии Каллас в пик ее карьеры». Не мудрено, что манеру исполнения Людмилы Магомедовой сравнивали с великой Каллас. Для нее легендарная оперная дива была кумиром с юности. Всеволод Тимохин – историк оперы и неоспоримый знаток вокала, называл Людмилу Каримовну: «…великолепной вердиевской певицей и по фактуре голоса – яркого, плотного, сочного драматического сопрано, и по артистическому темпераменту, и по драматическому пафосу, столь свойственному ее искусству. Для меня она, безусловно, певица «калласовской школы». По силе экспрессии, богатству динамических градаций, по смелым и эффектным «броскам» из верхнего в нижний регистр, по характерной густоте и матовой окраске меццо-сопрановых нижних нот».

На махачкалинском концерте прозвучали арии Нормы и Тоски, а также другие из репертуара певицы, романсы Рахманинова, Мурада Кажлаева. После исполненной на бис арии Лауретты («Джанни Скикки») Пуччини зрители не желали отпускать певицу со сцены.

Людмила Магомедова была растрогана теплым приемом публики. По окончании концерта она тепло благодарила за встречу, сказала, несмотря на то, что всю свою сознательную жизнь она на родине не бывала, тем не менее всегда считала себя дагестанкой и фамилию с отчеством не изменила принципиально. Она сказала, что всегда следит в средствах массовой информации за тем, что происходит в Дагестане, и переживает, если случаются трагические события.

В этот приезд кое-что произошло и в личной жизни певицы. И раз Людмила Магомедова сообщила об этом событии своим слушателям со сцены, то и мы позволим себе рассказать о нем нашим читателям. Дело в том, что Людмила Каримовна в этот гастрольный вечер в Махачкале впервые за много лет встретилась со своим отцом, с которым рассталась в возрасте трех лет. Он увидел рекламный ролик концерта по Дагестанскому телевидению, предположил, что это его дочь, и пришел на ее выступление.

На следующий день после концерта Людмила Магомедова дала мастер–класс студентам Махачкалинского музыкального училища им. Г.Гасанова.

Остается добавить, что аккомпанировал певице на рояле лауреат международных конкурсов Сергей Ионин, а вел концерт лауреат международного конкурса, ведущий телеканала «Культура» Александр Водопьянов.

В этот приезд артисты посетили Дербент, осмотрели достопримечательности крепости. Директор музея - заповедника Али Ибрагимов организовал гостям достойнейший прием, за что ему большое спасибо!

 

26.11.2013

 

Газета "Дагестанская правда"Талант исполнителя и труд педагога

Газета "Дагестанская правда"
Талант исполнителя и труд педагога
Автор:
В республике проходит XIV Региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей.

В этом году он посвящен 95-летию Владислава Петровича Селевко, основателя дагестанской школы игры на духовых инструментах. Организаторы фестиваля молодых талантов – Даггосфилармония и Дагестанский филиал Российского фонда культуры.

Этот фестиваль, пожалуй, – самый ответственный проект для Даггосфилармонии. Ежегодно к нему готовятся сотни детей – учеников музыкальных школ и школ искусств, а также студенты Махачкалинского музыкального училища им.Гасанова. За каждым выступлением участников огромный труд педагогов и поддержка родителей. Вырастить настоящего музыканта, артиста – это многолетняя целеустремленная работа, поэтому на каждом концерте звучат слова благодарности тем, кто вкладывает в юных музыкантов все свои силы.

Встреча с талантливым учителем для ребенка может стать судьбой. Подтверждением тому – целая плеяда музыкантов, которых подготовил истинный подвижник духового искусства, ветеран ВОВ Владислав Селевко. Один из его воспитанников – заслуженный артист России Александр Кудренко - прислал участникам нынешнего фестиваля письмо: «Из класса В.Селевко вышло множество серьезных, прекрасно подготовленных музыкантов: кларнетистов, трубачей, валторнистов, тромбонистов, тубистов, ударников, которые продолжили свое профессиональное образование в ведущих музыкальных вузах страны, стали солистами оркестров, многие имеют почетные звания. Ряд его учеников продолжают дело Владислава Петровича - трудятся педагогами и передают свой опыт и знания молодому поколению».

Другой ученик В. Селевко - дипломант Всероссийского конкурса Султан Эльмурзаев - открывал фестиваль своим выступлением, исполнив на валторне анданте из симфонии №5 Чайковского, а аккомпанировала ему на рояле дочь Владислава Петровича - Людмила Никита.

Очень сложно рассказывать о фестивале, не имея возможности упомянуть всех его участников и педагогов, потому что каждый исполнитель демонстрировал достойный уровень. Однако о нескольких ярких моментах упомянуть следует. Самым юным дебютантом фестиваля в этом году стал Александр Ганус (ДШИ №8,Махачкала, преп. М.Мирзоева). Причем стартовал он сразу как солист Камерного оркестра филармонии под руководством Зарифы Абдуллаевой. О, как умилителен этот момент, когда еще совсем малыш несмело выходит к роялю и вдруг так уверенно исполняет концерт Берковича для фортепиано с оркестром, что по залу проходит искренняя волна восхищения, а кто-то уже не может сдержать возгласов восторга.

Еще один номер и гвоздь первого дня фестиваля - выступление учеников И. Зайдиевой - Марии Гаджиевой и Даниэля Буни (РШИ М. Кажлаева), которые исполнили «Тарантеллу для двух флейт с оркестром» современного композитора Евгения Магалифа. Дагестанские музыканты в последнее время с удовольствием исполняют произведения этого автора, который живет в Америке. И особенно приятно, что сам Евгений Магалиф находится в постоянной связи и общении с музыкантами, их труд ему не безразличен. Так, предстоящее выступление Марии и Даниэля композитор заранее распиарил в соцсетях на весь мир. Его «Тарантелла» - очень радостное, мелодичное произведение. Оно абсолютно отвечает подвижной природе звука флейты и очень подходит для исполнения детьми. Кроме того, это была премьера, в Дагестане «Тарантелла» исполнялась впервые.

В первых двух концертах фестиваля выступили более 50 участников. Не обойтись без упоминания воспитанников Н.Енюкова (ДШИ, Каспийск) скрипачей: Марии Данилюк, Эльдара Сагбетова, Рагимат Магомедовой, Павла Котельникова, которые не впервые на фестивальной сцене и традиционно показывают высокий класс исполнения.

По-прежнему большая доля участников концертов - пианисты. Очень многие из них выступили как солисты оркестра. Преподавателя Татьяну Строцкую (РШИ М. Кажлаева) представляли Ксения Свинцицкая со сложнейшим концертом Гайдна, Марат Рамазанов и другие ученики. Запомнилось также блестящее выступление с концертом Баха Эллы Атрачевой, которую подготовила Диляра Салихова. В прошлом году сенсацией фестиваля стал юный пианист Шамиль Хачалов из Махачкалинской ДШИ №2. В этом году под руководством своего педагога Виталия Сенникова он подготовил технически сложную пьесу Дварионаса «В лесу».

Дербентские музыкальные школы подготовили много прекрасных номеров для фестиваля. В этом году они привезли вокалистов, пианистов. Всем запомнился артистичный номер «Ритмы Кавказа», который исполнил барабанщик Рамиль Талибов из школы №1 (преп. Н.Заманов).

Концерты фестиваля продолжаются, а юные музыканты ждут своего выхода на сцену. Будем надеяться, что это даст им стимул и импульс продолжать свое образование, как бы ни было это сложно, а Дагестан в недалеком будущем будет гордиться своими талантливыми педагогами и великими артистами.

25.11.2013

Газета "Дагестанская правда"Классическую музыку – в студенческую среду

Газета "Дагестанская правда"
Классическую музыку – в студенческую среду
Автор:
В Даггосуниверситете запущен новый культурно-образовательный проект «Университет классический», в котором принимает участие Дагестанская государственная филармония им. Татама Мурадова.

Идея этого проекта принадлежит исполняющему обязанности ректора ДГУ Магомеду Гасанову.

В сентябре он проводил встречу с руководителями творческих организаций, на которой откровенно высказался об удручающе низком общеобразовательном и культурном уровне подавляющего большинства современных молодых людей, не читающих, ничем не интересующихся, не умеющих анализировать окружающую действительность, и результаты этого мы периодически наблюдаем в программах теленовостей. Юноши и девушки, которые по логике жизни должны быть будущим республики, попадают под влияние деструктивных организаций, абсолютно выпадая из социума, и порой это оканчивается трагически.

Конечно, можно во всем обвинить семью и школу, но Магомед Гасанов решил действовать согласно известному афоризму, авторство которого приписывают Марку Аврелию: «Делай, что должен, и будь, что будет», посчитав своим долгом не пускать на самотек культурное воспитание студентов ДГУ.

Нынешний руководитель одного из ведущих вузов республики так комментирует свою позицию: «Руководство университета должно сделать все возможное, чтобы были созданы условия для всестороннего развития студентов. Выпускники должны быть лучшими представителями дагестанской интеллигенции, настоящей элитой общества, не только хорошими специалистами в своей области, но и интеллигентными людьми с большим кругозором. Дагестанский университет должен стать культурным флагманом и постоянно действующей площадкой не только образования, но и повышения интеллектуального уровня молодежи».

В рамках заявленного проекта планируется проводить в стенах ДГУ музыкальные, театральные, литературные вечера, выставки художников, встречи с известными талантливыми людьми нашей республики. Причем это будут не разовые мероприятия, они станут проходить в течение нескольких дней, чтобы их могли посетить тысячи студентов абсолютно всех факультетов. Главная задача - вовлечь не только тот актив, который и так участвует во всех мероприятиях, но и пассивную часть студенческих коллективов.

Даггосфилармония с огромным удовольствием приняла предложение участвовать в этом проекте и открыть его своим выступлением, тем более что заявленные задачи абсолютно созвучны ее собственным целям – просветительству, пропаганде музыкальной культуры, воспитанию слушателей. Художественный руководитель Даггосфилармонии музыковед Ирина Нахтигаль, не сдерживая эмоций, говорит о новом проекте: «На моей памяти – это первый случай, когда руководство учебного заведения столь осознанно и масштабно берется за культурное образование своих воспитанников. Аналогов этому в нашей республике еще не было. Новость, которая меня поразила и еще больше укрепила мою уверенность в серьезности проекта, что руководство ДГУ намерено приобрести рояль для достойного музыкального оформления встреч. Обычно филармония выступает в роли просителя, предлагая свои концерты вузам, а в данном случае продуманное до мелочей приглашение участвовать в таком почетном и достойном деле. У филармонии накоплен огромный багаж специальных концертов – бесед, и мы с радостью покажем все самое лучшее, что могут наши артисты…».

Первая встреча стала, можно сказать, вводным занятием в многообразном мире классической музыки. Студенты познакомились с различными музыкальными жанрами от песни до симфонии. Ирина Нахтигаль вела концерт в своей излюбленной интерактивной форме, вовлекая слушателей в обсуждение. Иллюстрировали действо Камерный оркестр филармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой и солистка Заира Даибова. Прозвучали произведения Моцарта, Баха, Свиридова, Штрауса, Наби Дагирова и других композиторов. Хочется отметить, что молодые люди замечательно восприняли эту встречу и отблагодарили артистов не только овациями и цветами, но и идеальным поведением и вниманием во время концерта, что еще раз убеждает в том, как на самом деле необходимы такие вечера.

Музыкальные лектории проходили в актовом зале физического факультета ДГУ в течение четырех дней, на них побывало более тысячи зрителей. Старт проекту «Университет классический» дан. Над его продолжением будут работать лучшие творческие силы республики.

Успеха и процветания этому благому делу! Есть надежда, что в скором времени в дагестанском обществе что-то начнет меняться в лучшую сторону.

 

 

18.11.2013

Газета "Дагестанская правда" «Дагестанские фанфары»

Газета "Дагестанская правда"
«Дагестанские фанфары»
Автор:
В Махачкале в зале Кумыкского театра прошло открытие ­I Регионального фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары». Его инициатором и создателем стала Дагестанская государственная филармония при поддержке министерств культуры России и Дагестана. В приоритетных целях и задачах фестиваля – популяризация музыки, исполняемой духовыми оркестрами, привлечение внимания молодежи к игре на духовых инструментах, возрождение традиционных любительских и профессиональных оркестров.

Первый фестиваль посвящен 95-летию  выдающегося педагога, заслуженного учителя ДАССР, просветителя и общественного деятеля Владислава Петровича Селевко – основателя дагестанской  школы игры на духовых инструментах. Его ученики сегодня работают не только в школах и оркестрах нашей республики и России, но и за рубежом.

Более 40 лет Владислав Петрович работал в Махачкалинском музыкальном училище. Он окончил Саратовскую государственную консерваторию, поэтому совсем не случайно,   фестиваль открыли именно саратовские музыканты – известный в России и за рубежом коллектив Брандт Брасс ансамбль. Он играет так талантливо, что один из мировых лидеров в производстве музыкальных инструментов - фирма Yamaha - предложила этому ансамблю быть своим  официальным представителем в России.

Проводником этой  блистательной  школы игры на духовых инструментах, которая и сегодня процветает в Саратове, в Дагестане стал В.Селевко. Он выпустил  около ста учеников, многие из них закончили консерватории в Казани, Баку, Ленинграде,  институт им. Гнесиных и др., многие стали лауреатами международных конкурсов, продолжают свою деятельность в качестве педагогов.

Главная цель организаторов фестиваля – возродить традицию духовых оркестров, которые еще несколько десятков лет назад существовали почти в каждом учреждении, – профессиональные и  любительские. Для этого нужно в первую очередь увлечь этим школьников. Поэтому на концерте в первых рядах слушателей сидели юные курсанты Первого кадетского корпуса Дагестана и воспитанники Республиканского социально – реабилитационного центра. Ребята посетили этот музыкальный вечер благодаря содействию президента Ассоциации фермерских хозяйств Дагестана Магомеда Абдурахманова.  Не исключено, что кто-то из молодых людей вдохновится и захочет учиться музыке.

Духовой оркестр – это и  внешне  очень эффектное и даже ослепительное зрелище: под софитами сверкают золотом и серебром инструменты, артисты берут дыхание, и… начинается волшебство.

Творческое кредо  Брандт Брасс ансамбля  - доказать всему миру, что на медных духовых можно сыграть любую музыку. И поразительно, как в одной программе уживаются абсолютно не совместимые ни  с  какой точки зрения произведения: академическая классика, джаз, народные мелодии. По всей видимости, такая удивительная органичность возможна только в случае высокого профессионализма, квалификации музыкантов  и благодаря величайшей самоиронии, на которую имеют право только настоящие мастера.  Судите сами, как могут соседствовать  виртуознейше исполненная Токката  и фуга ре-минор Баха, а вслед за ней совсем шуточная, я бы даже сказала шутовская, пьеса «Романс лягушки», в которой руководитель ансамбля Олег Абрамов очень реалистично изображает лягушачье кваканье. Брасс - десятка в своих выступлениях активно использует великолепные имитационные возможности духовых инструментов.  Оркестр звучит как настоящий орган, исполняя Баха, а в попурри на русские народные мелодии явственно слышатся богатые переливы гармони и сыпучий перебор балалаечных струн.

Отдельное спасибо брандтбрассовцам за композицию  «Портрет»,  написанную по лучшим произведениям Джорджа Гершвина.  Для слушателей  это не только портрет композитора, но и лучшее отражение эпохи джаза и свинга - времени, когда медные духовые инструменты стали лидирующими, именно они выражали самые передовые настроения и открытия музыкального искусства 30- х годов прошлого столетия. Что как не музыка способна передать почти век спустя лихую атмосферу  американских кабаре – подпольных  увеселительных заведений  времен «сухого закона», гангстерские драмы и просто ритмы  души обычного американца, жившего в эру Великой депрессии.

Для Брандт Брасс ансамбля нынешний сезон – юбилейный,  десятый по счету. А концерт в Махачкале  -  третий по счету. Для каждого приезда оркестр готовит новую программу, включая в свое выступление  и уже знакомые нашим слушателям произведения, которые уже  стали визитной карточкой ансамбля.

В этом году брасс - десятка приехала с расширенным составом инструментов: духовая компания усилена новым флюгельгорном, еще одной трубой – пикколо, кларнетом. Все это дает как можно  больше возможностей тембрально разнообразить репертуар оркестра. И для него сегодня  с большим удовольствием пишут произведения современные композиторы не только нашей страны, но и Америки, европейских стран. Например, сейчас музыканты с нетерпением ждут ноты трех новых пьес от композитора из Гватемалы.

На музыкальном вечере со словами благодарности выступила  дочь Владислава Селевко – Людмила Никита, известный педагог. Она поблагодарила всех за то, что почтили память ее отца,  выразила надежду, что времена, когда духовые оркестры звучали по всему городу,  еще вернутся. Самые добрые слова почтения о Владиславе Петровиче прозвучали и от ведущей вечера - музыковеда Ирины Нахтигаль, которая тоже была его ученицей. Она говорила о его замечательных человеческих качествах, о том, что эрудиция его была безбрежной, речь абсолютно литературной, он был настоящим  интеллигентом и казался  аристократом. Мы  должны помнить тех людей, которые создавали дагестанскую профессиональную музыкальную культуру.

 

 

06.11.2013

Газета "Дагестанская правда" Музыкальное приношение поэту

Газета "Дагестанская правда"
Музыкальное приношение поэту
Автор:
Даггосфилармония провела вечер, посвященный 90-летию со дня рождения великого дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Юбилейные торжества и мероприятия в честь этой даты пришлись на первую половину осени. Их было очень много, поэтому Даггосфилармония намеренно оттянула презентацию своего концерта-воспоминания, желая провести это представление не только в любви, но и в тишине и внимании. Большую часть музыкальной программы составили произведения на стихи Расула Гамзатова, которые звучат очень редко.

Не случайно встреча открылась исполнением камерным оркестром филармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой пьесы Наби Дагирова «Думы горянки». Ведь именно горская женщина со всеми своими радостями и печалями стала центральным персонажем творчества поэта. На стихи, обращенные к женщине, написано множество песен, и сегодня молодые композиторы продолжают обращаться к его мудрым строкам, вдохновляясь их проникновенностью. Солистка филармонии Наида Камалутдинова исполнила романс «Я звезды засвечу…» под аккомпанемент автора музыки Лейлы Курбановой.

Ширвани Чалаев часто обращается к поэзии Расула Гамзатова, считая его строки одной из вершин поэзии человечества. Глубоким прочтением и переосмыслением стихов поэта стали созданные Ш.Чалаевым кантата «Целую женские руки», циклы «Облака», «Надписи». А на концерте прозвучал цикл из шести частей «Песни Муи». Это произведение написано очень давно, но прошедший концерт стал премьерой новой редакции этого вокального цикла. Новое оркестровое сопровождение принадлежит перу самого автора и придает частям цикла особые экспрессию, динамику и цельность. Ш.Чалаев обращается к стихам, в которых отражена вся драматичность женской судьбы и доли. Композитор настолько находится в единстве с поэтом, так чувствует каждый поворот его мысли, каждый изгиб его мудрых размышлений, что слушать эту музыку – одно удовольствие. Прозвучало это произведение в исполнении народной артистки Дагестана Светланы Мусаевой и камерного оркестра.

И, конечно, такой вечер был бы невозможен без участия мастера художественного слова, заслуженной артистки России Фаины Графченко, которая была первой чтицей многих стихов Расула Гамзатова. Ее выступление, как всегда, это мини–спектакль, а подборка стихов приводит слушателя в совершенно разные состояния: они смешат и печалят, удивляют и неизменно заставляют задуматься о себе. Зрители долго благодарили артистку аплодисментами за блистательное выступление.

Композитора Мурада Кажлаева и поэта Расула Гамзатова связывали не только годы дружбы, но и, разумеется, совместное творчество. В этом творческом тандеме были созданы произведения, которые после первого же исполнения становились классикой. На прошедшем концерте звучали «Адажио» и «Песня Асият» из балета «Горянка», романсы «Возвращение», «Матери», «О тебе я думаю».

Музыковед Ирина Нахтигаль, которая вела программу, подкрепляла исполняемые произведения стихотворными строками из наследия поэта, создавая соответствующее настроение и поэтический фон. На большом экране была показана подборка фотографий, чтобы напомнить зрителям людей, которые работали с Расулом Гамзатовым: композиторы – Александра Пахмутова, Ян Френкель, Готфрид Гасанов, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс и другие. Исполнителями его песен были Галина Вишневская, Вахтанг Кикабидзе, Анна Герман, Муслим Магомаев, Муи Гасанова, Дмитрий Гнатюк, Рашид Бейбутов…

Своего рода эпилогом музыкального вечера–воспоминания стали слова:

Исканий – года. Размышлений – эпохи,
Крушенье миров и шуршащие листья –
Все это талант собирает по крохе,
Чтоб выплеснуть радость
Рапсодией Листа…

31.10.2013