ЛЕТНЯЯ ПЛОЩАДКА

"Играют студенты консерваторий России"

Оркестр – друг и воспитатель

Оркестр – друг и воспитатель

Автор: Мария Шерматова


«…Создание Камерного оркестра в 1988 году стало событием исключительно важным в развитии музыкальной культуры Дагестана. Со дня создания и до настоящего времени этот концертный коллектив стал настоящим центром академической музыки и школой мастерства для молодых музыкантов.

История дагестанского Камерного оркестра неотделима от имени его первого руководителя – дирижера Станислава Хржановского. Замечательный музыкант, неординарная личность, он внес неоценимый вклад в развитие дагестанской музыкальной культуры…» - это слова из приветственного адреса министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой, зачитанные на концерте в честь 25-летия этого замечательного коллектива.

Пожалуй, это были единственные официальные слова, которые звучали в этот вечер. Так получилось, что все, кто должен был выступить с поздравлениями, в официальный тон внесли личные эмоции, выражавшиеся в словах благодарности к оркестру, и.о. зам. мэра Махачкалы Татьяна Гамалей высказалась как многолетний слушатель и друг.

Дирижерская палочка в руках заслуженного деятеля искусств республики Станислава Хржановского была до 2005 года, а после него коллектив возглавила заслуженная артистка России Зарифа Абдуллаева. Произведением, открывшим юбилейный вечер, стала «Маленькая ночная серенада» Моцарта, с которой 25 лет назад началась творческая судьба Камерного оркестра. Еще одним приношением памяти Станислава Валерьяновича стало исполнение произведения, также звучавшего на первом концерте оркестра в 1988 году, – «Концерт для клавира с оркестром (фа минор)» Баха. За роялем была сама Зарифа Ахмедовна. Она теперь нечасто выступает как пианистка, и потому каждое ее появление в этом качестве становится отдельным праздником для слушателей.

Огромную корзину цветов подарил артистам оркестра и.о. ректора ДГУ Магомед Гасанов, поблагодарив за совместную работу – проект «Университет классический», запущенный в нынешнем сезоне. Благодаря ему студенты всех факультетов побывали на интерактивных концертах–лекториях Камерного оркестра и приобщились к миру классической музыки. Этот проект имеет огромное значение и для филармонии, поскольку сама идея просветительства в работе музыкантов является основополагающей и даже базовой.

Вот и на юбилейном концерте Зарифа Абдуллаева и художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль не упустили случая устроить премьеру и познакомить слушателей с неизвестной стороной творчества любимого всеми оскароносного итальянского композитора Нино Рота, создателя саундтреков для «Крестного отца» и фильмов Федерико Феллини. Мало кто знает, что он писал и академическую музыку. В исполнении Камерного оркестра прозвучало очень серьезное и глубокое произведение – «Концерт для струнных в четырех частях».

Вечер в зале Кумыкского театра продолжился прелюдиями Готфрида Гасанова и словами поздравления от председателя Союза композиторов Дагестана Рамазана Фаталиева, который особо отметил ту огромную работу, которую проводит коллектив оркестра по подготовке ежегодных детских фестивалей юных исполнителей. Начинающие музыканты получают бесценный опыт большой сцены. Из года в год мы можем наблюдать, как растут новые артисты для дагестанских оркестров и будущие сочинители музыки.

Следующий солист, который выступил с Камерным оркестром, вырос на этих фестивалях – это лауреат международных конкурсов Шамиль Шерифалиев (тар). Он исполнил «Рапсодию на тему мугама» азербайджанского композитора Рзаева. Она написана в одном из традиционных для азербайджанской музыки ладов - чаргях, чей образно-эмоциональный смысл заключен в страстности. Ритмы рапсодии заворожили с первых же тактов. Казалось, что на сцену, звеня серебряными монистами, вот-вот должны выпорхнуть тонкие танцовщицы.

У оркестра за годы работы сложились прекрасные отношения со многими современными композиторами. Один из них - Евгений Магалиф (США) на постоянной связи с музыкантами через социальные сети. В репертуаре оркестра есть его пьеса необыкновенной красоты и выразительности – «Колибри», в которой солирует Индира Зайдиева (флейта), и она прозвучала в этот вечер. Сама по себе птичья тема очень благодарна для использования приемов звукописи. Но здесь автор отталкивается не от пения пернатых, а пытается короткими отрывистыми трелями передать удивительную манеру полета этих птиц, которые то зависают в воздухе, то совершают стремительные маневры.

Еще один неожиданный поворот вечера – музыкальный символ нашей страны 30-х годов прошлого столетия – «Утомленное солнце» Ежи Петербурского. Кроме Анны Швец (виолончель) и Светланы Воробьевой (скрипка) в этом номере солировал приглашенный артист Олег Коробчук (баян).

Всех музыкантов, которые за эти годы работали в оркестре, вспомнили романсом Свиридова. Некоторые из них были в зрительном зале, и ведущая концерта Ирина Нахтигаль перечислила всех поименно.

И, конечно, такой концерт не мог обойтись без номера из разряда «музыканты шутят». Народная артистка Дагестана Светлана Мусаева и Заира Гасанова были бесподобно хороши в арии «Кошек» Россини. Чувствуется, что желания играть драматические роли у вокалистов филармонии через край. В связи с этим вспоминается успешная постановка силами Камерного оркестра мини-оперы «Служанка – госпожа» Перголези, показанная несколько лет назад. И хочется верить, что тогдашнее обращение к этому сложнейшему из жанров не было первым и последним.

Слушатели своими овациями долго не отпускали артистов со сцены, рояль был завален цветами. Этот юбилейный концерт показал не только мастерство музыкантов, но и то, что за 25 лет у оркестра появился благодарный зритель с музыкальным вкусом.

26.02.2014

«Особые отношения» с Ильей Гайсиным

«Особые отношения» с Ильей Гайсиным

автор: Мария Шерматова

В  Махачкале прошел гастрольный концерт лауреата международных конкурсов скрипача Ильи Гайсина­ (на снимке), который организовала Даггосфилармония при поддержке Министерства культуры РД. В музыкальном вечере принимали участие Камерный оркестр филармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой и лауреат международного конкурса, заслуженная артистка Дагестана Диана Увайсова (фортепиано).

Илья Гайсин – один из ярких музыкантов своего поколения. Он окончил Московскую государственную консерваторию как дирижер и скрипач и в обеих специализациях стал успешным артистом. Дагестанские любители классики имели удовольствие видеть его дирижерскую работу на фестивале «Порт-Петровские Ассамблеи» вместе с Академическим симфоническим оркестром Госфилармонии в Кавминводах. Выступал он в Махачкале и как солист, так что нашей публике Илья Гайсин хорошо знаком.

Если попробовать хотя бы вкратце перечислить достижения этого еще достаточно молодого артиста, то в рамках публикации это невозможно. Список наград и премий Ильи Гайсина бесконечен. Начиная с девятилетнего возраста артист посетил с гастролями около 60 стран мира, стал участником более 20 международных фестивалей. К своим 27 годам скрипач уже сотрудничал с 32 российскими и зарубежными оркестрами. Еще один факт, который заинтересует читателей и даст возможность понять, сколь высок класс этого музыканта, - Илья Гайсин играл на скрипках Антонио Страдивари «Da Vinci» из знаменитой коллекции Дитмара Махольда, Страдивари Венявского из Государственной коллекции, а также на скрипке Антонио Амати.

Чтобы рассказать о прошедшем в Махачкале концерте, обязательно нужно упомянуть не только мастерство, но и человеческое обаяние Ильи Гайсина. Все свои концерты он ведет сам, контакт со зрителем не прерывается ни на минуту, и если попытаться в трех словах передать стиль его концертов, то это – интеллект, юмор и деликатность. Артист перед каждым номером не только скрипку настраивает на сотые доли тона, но то же проделывает со зрительным залом, шутя и рассказывая музыкантские байки-анекдоты. В этом не чувствуется ни малейшего заигрывания с публикой, а только уважение и признание слушателя равным соучастником действа. Илья Гайсин начинает играть, только когда сбит пафос момента, исчезает напряжение в зале и ничто не мешает полному контакту со зрителями.

До начала концерта артист дал небольшое интервью журналистам:

- Я всегда с большим удовольствием приезжаю в Дагестан, как в родное для меня место, - сказал он. - Музыканты и работники филармонии, которые все возможное делают для того, чтобы мой концерт состоялся, подходят к этому с такой теплотой и неформальным отношением, что я себя здесь всегда очень комфортно чувствую. А что касается публики, я не в первый раз выступаю в Махачкале, и всегда есть ощущение, что у нас складываются какие-то особые отношения.

Долго думал над тем, что привезти в этот раз, так как не хочется повторяться. Стараюсь, чтобы каждый раз было что-то новое. Сегодняшняя программа необычна тем, что мы делаем такой микс в духе современных тенденций мировой классической сцены. Сегодня модно проводить смешанные концерты, в которых звучат солисты с оркестрами и номера с камерными дуэтами. Концерт для скрипки с оркестром №4 Гайдна (я очень люблю этого композитора) и третья соната Грига – это мои личные премьеры. Я давно над ними работал, сегодня исполняю впервые, и у меня «руки чешутся» от предвкушения… Кроме того, слушателей ждет сюрприз, но какой – это пока секрет.

Этот «секрет» открыл встречу. Звучала бессмертная музыка Антонио Вивальди. Илья Гайсин вспомнил ироничное высказывание Стравинского о том, что Вивальди зачем-то шестьсот раз написал один и тот же концерт. Намекая на однообразие композитора, артист сказал, что концерт этот так хорош, что его совсем не грех сыграть шестьсот раз. Концерт для двух скрипок и виолончели с оркестром, в котором кроме гостя солировали Светлана Воробьева (скрипка) и Анна Швец (виолончель), стал прекрасным началом вечера.

Во втором отделении после упомянутых премьер звучали Вальс-скерцо Чайковского, «Размышление» Массне и «Гранд танго» Пьяццоллы. Это было не просто блистательное, а виртуознейшее исполнение.

То, что концерт не окончится без исполнения на бис, в принципе было ясно еще в начале первого отделения, и концовку не смазало даже то, что Гайсин проговорился – какие произведения он держал в подарок публике. Но никто не ожидал почти «хулиганского» номера – пьесы Андерсона «Соло для пишущей машинки». Такого мы еще не видели! На сцену вынесли стол, печатную машинку, и Илья играл на ней в сопровождении оркестра. В этом номере комедийный актер победил музыканта, а смех в зале не смолкал на протяжении всей искрометной пьесы.

Финал встречи – страстное танго «Забвение» Пьяццоллы. И, конечно, слушатели этой встречи не забудут никогда. И можно точно сказать, что она могла бы претендовать на звание лучшего концерта сезона, если бы такая номинация в Даггосфилармонии существовала. Браво артисту!


06.02.2014

Звучит труба, бьет барабан

Звучит труба, бьет барабан

Фестиваль
Автор: Мария Шерматова

Даггосфилармония  провела очередной концерт I регионального фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары», посвященного 95-летию В.Селевко. На сцене Кумыкского театра выступал военно-духовой оркестр Пограничных войск ФСБ России по Дагестану под управлением Адиля Теймурова.

Начало нынешнего сезона для Даггосфилармонии было очень насыщенным. Кроме традиционных для осени и начала зимы мероприятий 2013 год отмечен созданием нового проекта, который обещает стать масштабным, – фестиваль духовых оркестров «Дагестанские фанфары».

Первые два его концерта прошли блистательно! После одного из лучших духовых ансамблей России - Брандт Брасс ансамбля из Саратова, открывшего фестиваль, выступал оркестр, который мало знаком филармонической публике, тем не менее является одним из лучших музыкальных коллективов Дагестана – военный оркестр Пограничного управления ФСБ России по РД. По случайному совпадению в день концерта оркестру исполнилось ровно 19 лет. Все эти годы им руководит старший прапорщик Адиль Теймуров.

В 2013 году оркестр в десятый раз (!) стал дипломантом первой степени ежегодного Международного фестиваля военно–патриотической песни «За веру! За отчизну! За любовь!» в г. Сочи. Этот коллектив представляет нашу республику по всей России на самых разных музыкальных форумах, получая звания победителей и лауреатов, заслужив репутацию одного из лучших музыкальных коллективов Пограничных войск ФСБ России.

Творческая жизнь оркестра и созданной на его основе вокально–инструментальной группы «Последний рубеж» очень насыщена. Только за последний год они выступили с 80 концертами по Дагестану и России. Успех коллектива, разумеется, не случаен. За ним не только высокопрофессиональная работа дирижера, но и внимание пограничной службы – оркестр укомплектован духовыми и ударными инструментами высочайшего класса. Кроме того, многие музыканты, которые работают в оркестре, учились музыкальному искусству у создателя и подвижника школы духовых инструментов, замечательного педагога Владислава Петровича Селевко, в честь которого звучат «Дагестанские фанфары» этого года, а значит продолжают традицию высокого искусства. 

Поскольку концерт пришелся на предновогодние дни, то и программа вполне соответствовала праздничному настроению. Звучали военные марши, музыка из популярных кинофильмов, джазовые композиции, русские народные мелодии. Больше половины зала были дети. Даггосфилармония приложила максимум усилий, чтобы именно ребята увидели, как красив этот оркестр – музыканты в нарядной военной форме с погонами, аксельбантами и медалями на груди, глаза слепит золото и серебро начищенных инструментов. Такая торжественность не может оставить равнодушными даже взрослых, а юным слушателям, несомненно, запомнится на всю жизнь.

На концерт были приглашены кадеты Каспийской морской школы, воспитанники Первого дагестанского кадетского корпуса (Махачкала), ребята из Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков (Махачкала) и дети из Центра социальной помощи семье и детям (Каспийск). Для некоторых маленьких зрителей это был первый поход в театр и первая встреча с оркестровой музыкой, но не для всех, потому что Даггосфилармония ведет постоянную работу с этими учреждениями, считая просветительскую миссию для юношества главной в своей деятельности.

Концерт вела музыковед и художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль. В понятной и доступной форме она рассказывала об исполняемых произведениях и композиторах, их написавших, задавала вопросы детям, а они активно включались в беседу. Самый интереснейший момент встречи – наглядный разбор того, из каких инструментов состоит духовой оркестр от флейты-пикколо до сузафона, это было интересно и взрослым. А некоторым ребятам удалось и потрогать инструменты после представления, когда абсолютно всем детям разрешили подняться на сцену и сделать памятные фото с музыкантами.

Надеемся, что среди этих юных слушателей найдутся те, кого прошедший концерт вдохновит на то, чтобы учиться музыке, и они отдадут предпочтение именно духовому инструменту. Это сверхцель фестиваля «Дагестанские фанфары» - возрождение былой школы искусства игры на духовых инструментах.

31.12.2013

Газета "Дагестанская правда"Из Каспийска – в Вену

Газета "Дагестанская правда"
Из Каспийска – в Вену
Автор:
Один из концертов XIV Регионального музыкального фестиваля юных исполнителей в Махачкале прошел на ответственной площадке – в гостиной Дагестанского отделения Российского фонда культуры.

Радушная хозяйка гостиной Луиза Карповна Гаврилова распахнула двери юным талантам, возможно, будущим пианистам, флейтистам, гитаристам, вокалистам, если они выберут свой профессиональный путь в мире искусства. Гостиная небольшая, но уютная, потому программа концерта была составлена из самых ярких выступлений на фестивале юных исполнителей, обучающихся в музыкальных школах Махачкалы и Каспийска. Поболеть за них пришли их педагоги и родители, а некоторые из ребят настолько юны, что без родительского сопровождения еще не обходятся.

Как трогательно было выступление дуэта скрипачек-сестер Умахановых из известного рода музыкантов! «Маленький марш» Бакланова, исполненный Лейлой и Джамилей, как нельзя более точно подходил к настроению этих двух старательных девочек.

«Одинокая гармонь» Мокроусова в обработке Калинина, романс Гомеса в исполнении Зазы Абдурашидовой и трио – Павла Шульца, Андрея Кузьминова и Курбана Магомедова - покорили слушателей своим проникновенным выступлением, где послушная их воле гитара выговаривала стихотворные строчки таких знакомых произведений.

Украшением концерта стали сыгранные Эльдаром Сагбетовым и Павлом Котельниковым крейслеровской «Цыганки» и кажлаевского «Концертного танго». Оба - ученики известного в республике по классу скрипки Николая Енюкова, они недавно вернулись из Чехии, где на Международном фестивале «Пражский звездопад» заняли первое место. Первенство по мастерству владения инструментом было отдано достойным учащимся детской музыкальной школы Каспийска. Кроме призов и дипломов, они завоевали право посетить на выбор Австрию, Италию или Францию. Ребята и их педагог Н.Енюков выбрали европейскую столицу музыки – Вену.

Цель фестиваля – поиск и открытие новых молодых талантов среди солистов-музыкантов – «Пражским звездопадом» достигнута. Доказательством тому череда лауреатов из Каспийска. Ведь кроме призеров гран-при - учеников Н.Енюкова, вторые и третьи места на международном конкурсе в Праге на пьедестале почета заняли Анастасия Рудакова, Сабина Гасанова (фортепиано), Андрей Виллисов (флейта). Такой урожай музыкальных наград побил все рекорды.

Тонко подобранный репертуар концерта в гостиной Дагестанского отделения Фонда культуры, где звучала музыка Кажлаева, Дженкинсона, Беллини, Кюи, Керимова, Глюка, Рахманинова, Шостаковича, Хренникова и некоторых других композиторов, предоставил возможность судить о яркости, многогранности и масштабе музыкального таланта юных дагестанцев.

Выступившие ребята получили подарочный пакет, где был лакомый гостинец (шоколад) и духовная пища – сказки народов Дагестана.

Соб.инф.

27.11.2013