ЛЕТНЯЯ ПЛОЩАДКА

«Музыка великих композиторов»

Профессор Астраханской Государственной Консерватории

Oдин из самых громких концертов сезона

"Играют студенты консерваторий России"

Оркестр – друг и воспитатель

Оркестр – друг и воспитатель

Автор: Мария Шерматова


«…Создание Камерного оркестра в 1988 году стало событием исключительно важным в развитии музыкальной культуры Дагестана. Со дня создания и до настоящего времени этот концертный коллектив стал настоящим центром академической музыки и школой мастерства для молодых музыкантов.

История дагестанского Камерного оркестра неотделима от имени его первого руководителя – дирижера Станислава Хржановского. Замечательный музыкант, неординарная личность, он внес неоценимый вклад в развитие дагестанской музыкальной культуры…» - это слова из приветственного адреса министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой, зачитанные на концерте в честь 25-летия этого замечательного коллектива.

Пожалуй, это были единственные официальные слова, которые звучали в этот вечер. Так получилось, что все, кто должен был выступить с поздравлениями, в официальный тон внесли личные эмоции, выражавшиеся в словах благодарности к оркестру, и.о. зам. мэра Махачкалы Татьяна Гамалей высказалась как многолетний слушатель и друг.

Дирижерская палочка в руках заслуженного деятеля искусств республики Станислава Хржановского была до 2005 года, а после него коллектив возглавила заслуженная артистка России Зарифа Абдуллаева. Произведением, открывшим юбилейный вечер, стала «Маленькая ночная серенада» Моцарта, с которой 25 лет назад началась творческая судьба Камерного оркестра. Еще одним приношением памяти Станислава Валерьяновича стало исполнение произведения, также звучавшего на первом концерте оркестра в 1988 году, – «Концерт для клавира с оркестром (фа минор)» Баха. За роялем была сама Зарифа Ахмедовна. Она теперь нечасто выступает как пианистка, и потому каждое ее появление в этом качестве становится отдельным праздником для слушателей.

Огромную корзину цветов подарил артистам оркестра и.о. ректора ДГУ Магомед Гасанов, поблагодарив за совместную работу – проект «Университет классический», запущенный в нынешнем сезоне. Благодаря ему студенты всех факультетов побывали на интерактивных концертах–лекториях Камерного оркестра и приобщились к миру классической музыки. Этот проект имеет огромное значение и для филармонии, поскольку сама идея просветительства в работе музыкантов является основополагающей и даже базовой.

Вот и на юбилейном концерте Зарифа Абдуллаева и художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль не упустили случая устроить премьеру и познакомить слушателей с неизвестной стороной творчества любимого всеми оскароносного итальянского композитора Нино Рота, создателя саундтреков для «Крестного отца» и фильмов Федерико Феллини. Мало кто знает, что он писал и академическую музыку. В исполнении Камерного оркестра прозвучало очень серьезное и глубокое произведение – «Концерт для струнных в четырех частях».

Вечер в зале Кумыкского театра продолжился прелюдиями Готфрида Гасанова и словами поздравления от председателя Союза композиторов Дагестана Рамазана Фаталиева, который особо отметил ту огромную работу, которую проводит коллектив оркестра по подготовке ежегодных детских фестивалей юных исполнителей. Начинающие музыканты получают бесценный опыт большой сцены. Из года в год мы можем наблюдать, как растут новые артисты для дагестанских оркестров и будущие сочинители музыки.

Следующий солист, который выступил с Камерным оркестром, вырос на этих фестивалях – это лауреат международных конкурсов Шамиль Шерифалиев (тар). Он исполнил «Рапсодию на тему мугама» азербайджанского композитора Рзаева. Она написана в одном из традиционных для азербайджанской музыки ладов - чаргях, чей образно-эмоциональный смысл заключен в страстности. Ритмы рапсодии заворожили с первых же тактов. Казалось, что на сцену, звеня серебряными монистами, вот-вот должны выпорхнуть тонкие танцовщицы.

У оркестра за годы работы сложились прекрасные отношения со многими современными композиторами. Один из них - Евгений Магалиф (США) на постоянной связи с музыкантами через социальные сети. В репертуаре оркестра есть его пьеса необыкновенной красоты и выразительности – «Колибри», в которой солирует Индира Зайдиева (флейта), и она прозвучала в этот вечер. Сама по себе птичья тема очень благодарна для использования приемов звукописи. Но здесь автор отталкивается не от пения пернатых, а пытается короткими отрывистыми трелями передать удивительную манеру полета этих птиц, которые то зависают в воздухе, то совершают стремительные маневры.

Еще один неожиданный поворот вечера – музыкальный символ нашей страны 30-х годов прошлого столетия – «Утомленное солнце» Ежи Петербурского. Кроме Анны Швец (виолончель) и Светланы Воробьевой (скрипка) в этом номере солировал приглашенный артист Олег Коробчук (баян).

Всех музыкантов, которые за эти годы работали в оркестре, вспомнили романсом Свиридова. Некоторые из них были в зрительном зале, и ведущая концерта Ирина Нахтигаль перечислила всех поименно.

И, конечно, такой концерт не мог обойтись без номера из разряда «музыканты шутят». Народная артистка Дагестана Светлана Мусаева и Заира Гасанова были бесподобно хороши в арии «Кошек» Россини. Чувствуется, что желания играть драматические роли у вокалистов филармонии через край. В связи с этим вспоминается успешная постановка силами Камерного оркестра мини-оперы «Служанка – госпожа» Перголези, показанная несколько лет назад. И хочется верить, что тогдашнее обращение к этому сложнейшему из жанров не было первым и последним.

Слушатели своими овациями долго не отпускали артистов со сцены, рояль был завален цветами. Этот юбилейный концерт показал не только мастерство музыкантов, но и то, что за 25 лет у оркестра появился благодарный зритель с музыкальным вкусом.

26.02.2014