ЛЕТНЯЯ ПЛОЩАДКА

Звучит труба, бьет барабан

Звучит труба, бьет барабан

Фестиваль
Автор: Мария Шерматова

Даггосфилармония  провела очередной концерт I регионального фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары», посвященного 95-летию В.Селевко. На сцене Кумыкского театра выступал военно-духовой оркестр Пограничных войск ФСБ России по Дагестану под управлением Адиля Теймурова.

Начало нынешнего сезона для Даггосфилармонии было очень насыщенным. Кроме традиционных для осени и начала зимы мероприятий 2013 год отмечен созданием нового проекта, который обещает стать масштабным, – фестиваль духовых оркестров «Дагестанские фанфары».

Первые два его концерта прошли блистательно! После одного из лучших духовых ансамблей России - Брандт Брасс ансамбля из Саратова, открывшего фестиваль, выступал оркестр, который мало знаком филармонической публике, тем не менее является одним из лучших музыкальных коллективов Дагестана – военный оркестр Пограничного управления ФСБ России по РД. По случайному совпадению в день концерта оркестру исполнилось ровно 19 лет. Все эти годы им руководит старший прапорщик Адиль Теймуров.

В 2013 году оркестр в десятый раз (!) стал дипломантом первой степени ежегодного Международного фестиваля военно–патриотической песни «За веру! За отчизну! За любовь!» в г. Сочи. Этот коллектив представляет нашу республику по всей России на самых разных музыкальных форумах, получая звания победителей и лауреатов, заслужив репутацию одного из лучших музыкальных коллективов Пограничных войск ФСБ России.

Творческая жизнь оркестра и созданной на его основе вокально–инструментальной группы «Последний рубеж» очень насыщена. Только за последний год они выступили с 80 концертами по Дагестану и России. Успех коллектива, разумеется, не случаен. За ним не только высокопрофессиональная работа дирижера, но и внимание пограничной службы – оркестр укомплектован духовыми и ударными инструментами высочайшего класса. Кроме того, многие музыканты, которые работают в оркестре, учились музыкальному искусству у создателя и подвижника школы духовых инструментов, замечательного педагога Владислава Петровича Селевко, в честь которого звучат «Дагестанские фанфары» этого года, а значит продолжают традицию высокого искусства. 

Поскольку концерт пришелся на предновогодние дни, то и программа вполне соответствовала праздничному настроению. Звучали военные марши, музыка из популярных кинофильмов, джазовые композиции, русские народные мелодии. Больше половины зала были дети. Даггосфилармония приложила максимум усилий, чтобы именно ребята увидели, как красив этот оркестр – музыканты в нарядной военной форме с погонами, аксельбантами и медалями на груди, глаза слепит золото и серебро начищенных инструментов. Такая торжественность не может оставить равнодушными даже взрослых, а юным слушателям, несомненно, запомнится на всю жизнь.

На концерт были приглашены кадеты Каспийской морской школы, воспитанники Первого дагестанского кадетского корпуса (Махачкала), ребята из Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков (Махачкала) и дети из Центра социальной помощи семье и детям (Каспийск). Для некоторых маленьких зрителей это был первый поход в театр и первая встреча с оркестровой музыкой, но не для всех, потому что Даггосфилармония ведет постоянную работу с этими учреждениями, считая просветительскую миссию для юношества главной в своей деятельности.

Концерт вела музыковед и художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль. В понятной и доступной форме она рассказывала об исполняемых произведениях и композиторах, их написавших, задавала вопросы детям, а они активно включались в беседу. Самый интереснейший момент встречи – наглядный разбор того, из каких инструментов состоит духовой оркестр от флейты-пикколо до сузафона, это было интересно и взрослым. А некоторым ребятам удалось и потрогать инструменты после представления, когда абсолютно всем детям разрешили подняться на сцену и сделать памятные фото с музыкантами.

Надеемся, что среди этих юных слушателей найдутся те, кого прошедший концерт вдохновит на то, чтобы учиться музыке, и они отдадут предпочтение именно духовому инструменту. Это сверхцель фестиваля «Дагестанские фанфары» - возрождение былой школы искусства игры на духовых инструментах.

31.12.2013

Газета "Дагестанская правда"Из Каспийска – в Вену

Газета "Дагестанская правда"
Из Каспийска – в Вену
Автор:
Один из концертов XIV Регионального музыкального фестиваля юных исполнителей в Махачкале прошел на ответственной площадке – в гостиной Дагестанского отделения Российского фонда культуры.

Радушная хозяйка гостиной Луиза Карповна Гаврилова распахнула двери юным талантам, возможно, будущим пианистам, флейтистам, гитаристам, вокалистам, если они выберут свой профессиональный путь в мире искусства. Гостиная небольшая, но уютная, потому программа концерта была составлена из самых ярких выступлений на фестивале юных исполнителей, обучающихся в музыкальных школах Махачкалы и Каспийска. Поболеть за них пришли их педагоги и родители, а некоторые из ребят настолько юны, что без родительского сопровождения еще не обходятся.

Как трогательно было выступление дуэта скрипачек-сестер Умахановых из известного рода музыкантов! «Маленький марш» Бакланова, исполненный Лейлой и Джамилей, как нельзя более точно подходил к настроению этих двух старательных девочек.

«Одинокая гармонь» Мокроусова в обработке Калинина, романс Гомеса в исполнении Зазы Абдурашидовой и трио – Павла Шульца, Андрея Кузьминова и Курбана Магомедова - покорили слушателей своим проникновенным выступлением, где послушная их воле гитара выговаривала стихотворные строчки таких знакомых произведений.

Украшением концерта стали сыгранные Эльдаром Сагбетовым и Павлом Котельниковым крейслеровской «Цыганки» и кажлаевского «Концертного танго». Оба - ученики известного в республике по классу скрипки Николая Енюкова, они недавно вернулись из Чехии, где на Международном фестивале «Пражский звездопад» заняли первое место. Первенство по мастерству владения инструментом было отдано достойным учащимся детской музыкальной школы Каспийска. Кроме призов и дипломов, они завоевали право посетить на выбор Австрию, Италию или Францию. Ребята и их педагог Н.Енюков выбрали европейскую столицу музыки – Вену.

Цель фестиваля – поиск и открытие новых молодых талантов среди солистов-музыкантов – «Пражским звездопадом» достигнута. Доказательством тому череда лауреатов из Каспийска. Ведь кроме призеров гран-при - учеников Н.Енюкова, вторые и третьи места на международном конкурсе в Праге на пьедестале почета заняли Анастасия Рудакова, Сабина Гасанова (фортепиано), Андрей Виллисов (флейта). Такой урожай музыкальных наград побил все рекорды.

Тонко подобранный репертуар концерта в гостиной Дагестанского отделения Фонда культуры, где звучала музыка Кажлаева, Дженкинсона, Беллини, Кюи, Керимова, Глюка, Рахманинова, Шостаковича, Хренникова и некоторых других композиторов, предоставил возможность судить о яркости, многогранности и масштабе музыкального таланта юных дагестанцев.

Выступившие ребята получили подарочный пакет, где был лакомый гостинец (шоколад) и духовная пища – сказки народов Дагестана.

Соб.инф.

27.11.2013

Газета "Дагестанская правда"Оперная дива Людмила Магомедова

Газета "Дагестанская правда"

Оперная дива Людмила Магомедова

Автор:

В Махачкале в зале Кумыкского театра состоялся гастрольный концерт оперной дивы, народной артистки России Людмилы Магомедовой, который организовала Даггосфилармония при поддержке Министерства культуры РД.

 

Это уже вторая встреча дагестанцев с замечательной певицей. Первая состоялась три года назад, когда культурная общественность республики была потрясена тем, что, оказывается, есть у нас такая землячка. Махачкалинка по месту рождения, она добилась невероятных высот в мире оперы, стала сопрано первой величины, выступала на престижнейших сценических площадках мира, была солисткой Берлинской оперы, приглашенной солисткой Большого театра СССР, выступала в Венской опере, блистала в Италии.

Первая программа с участием Людмилы Магомедовой, которую услышали дагестанские меломаны, была целиком посвящена вокальной музыке Пуччини и оставила их в томлении и желании услышать певицу в других звездных партиях.

Ария Нормы – любимая в репертуаре Людмилы Магомедовой. Она инициировала постановку этой оперы в нашей стране, что было сделано силами московских театральных и концертных коллективов к 190–летию со дня рождения Виченцо Беллини. Сам Иван Козловский, великий тенор, после премьеры оперы в Большом зале консерватории сообщил слушателям, что Людмила Магомедова стала первой в России исполнительницей партии Нормы, вернув на российскую сцену подзабытый стиль «бельканто».

В репертуаре вокалистки европейского класса самые сложные партии сопранового репертуара. Например, Абигайль («Набукко») и Турандот («Турандот») считаются работами за гранью возможностей женского организма. Тем не менее Людмила Каримовна блистала в этих ролях не только на российской сцене, но и за рубежом. Несколько лет назад певица совершила гастрольный тур в Ирландию, Бельгию и Великобританию, где потрясла слушателей исполнением Аиды и Тоски. Вот как отозвался на ее выступление самый придирчивый английский критик Дэвид Дэнстон: «Людмила Магомедова сегодня – это наиболее убедительная Тоска на оперном небосклоне. Ее мощный голос - реинкарнация незабвенной гречанки Марии Каллас в пик ее карьеры». Не мудрено, что манеру исполнения Людмилы Магомедовой сравнивали с великой Каллас. Для нее легендарная оперная дива была кумиром с юности. Всеволод Тимохин – историк оперы и неоспоримый знаток вокала, называл Людмилу Каримовну: «…великолепной вердиевской певицей и по фактуре голоса – яркого, плотного, сочного драматического сопрано, и по артистическому темпераменту, и по драматическому пафосу, столь свойственному ее искусству. Для меня она, безусловно, певица «калласовской школы». По силе экспрессии, богатству динамических градаций, по смелым и эффектным «броскам» из верхнего в нижний регистр, по характерной густоте и матовой окраске меццо-сопрановых нижних нот».

На махачкалинском концерте прозвучали арии Нормы и Тоски, а также другие из репертуара певицы, романсы Рахманинова, Мурада Кажлаева. После исполненной на бис арии Лауретты («Джанни Скикки») Пуччини зрители не желали отпускать певицу со сцены.

Людмила Магомедова была растрогана теплым приемом публики. По окончании концерта она тепло благодарила за встречу, сказала, несмотря на то, что всю свою сознательную жизнь она на родине не бывала, тем не менее всегда считала себя дагестанкой и фамилию с отчеством не изменила принципиально. Она сказала, что всегда следит в средствах массовой информации за тем, что происходит в Дагестане, и переживает, если случаются трагические события.

В этот приезд кое-что произошло и в личной жизни певицы. И раз Людмила Магомедова сообщила об этом событии своим слушателям со сцены, то и мы позволим себе рассказать о нем нашим читателям. Дело в том, что Людмила Каримовна в этот гастрольный вечер в Махачкале впервые за много лет встретилась со своим отцом, с которым рассталась в возрасте трех лет. Он увидел рекламный ролик концерта по Дагестанскому телевидению, предположил, что это его дочь, и пришел на ее выступление.

На следующий день после концерта Людмила Магомедова дала мастер–класс студентам Махачкалинского музыкального училища им. Г.Гасанова.

Остается добавить, что аккомпанировал певице на рояле лауреат международных конкурсов Сергей Ионин, а вел концерт лауреат международного конкурса, ведущий телеканала «Культура» Александр Водопьянов.

В этот приезд артисты посетили Дербент, осмотрели достопримечательности крепости. Директор музея - заповедника Али Ибрагимов организовал гостям достойнейший прием, за что ему большое спасибо!

 

26.11.2013

 

Газета "Дагестанская правда"Талант исполнителя и труд педагога

Газета "Дагестанская правда"
Талант исполнителя и труд педагога
Автор:
В республике проходит XIV Региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей.

В этом году он посвящен 95-летию Владислава Петровича Селевко, основателя дагестанской школы игры на духовых инструментах. Организаторы фестиваля молодых талантов – Даггосфилармония и Дагестанский филиал Российского фонда культуры.

Этот фестиваль, пожалуй, – самый ответственный проект для Даггосфилармонии. Ежегодно к нему готовятся сотни детей – учеников музыкальных школ и школ искусств, а также студенты Махачкалинского музыкального училища им.Гасанова. За каждым выступлением участников огромный труд педагогов и поддержка родителей. Вырастить настоящего музыканта, артиста – это многолетняя целеустремленная работа, поэтому на каждом концерте звучат слова благодарности тем, кто вкладывает в юных музыкантов все свои силы.

Встреча с талантливым учителем для ребенка может стать судьбой. Подтверждением тому – целая плеяда музыкантов, которых подготовил истинный подвижник духового искусства, ветеран ВОВ Владислав Селевко. Один из его воспитанников – заслуженный артист России Александр Кудренко - прислал участникам нынешнего фестиваля письмо: «Из класса В.Селевко вышло множество серьезных, прекрасно подготовленных музыкантов: кларнетистов, трубачей, валторнистов, тромбонистов, тубистов, ударников, которые продолжили свое профессиональное образование в ведущих музыкальных вузах страны, стали солистами оркестров, многие имеют почетные звания. Ряд его учеников продолжают дело Владислава Петровича - трудятся педагогами и передают свой опыт и знания молодому поколению».

Другой ученик В. Селевко - дипломант Всероссийского конкурса Султан Эльмурзаев - открывал фестиваль своим выступлением, исполнив на валторне анданте из симфонии №5 Чайковского, а аккомпанировала ему на рояле дочь Владислава Петровича - Людмила Никита.

Очень сложно рассказывать о фестивале, не имея возможности упомянуть всех его участников и педагогов, потому что каждый исполнитель демонстрировал достойный уровень. Однако о нескольких ярких моментах упомянуть следует. Самым юным дебютантом фестиваля в этом году стал Александр Ганус (ДШИ №8,Махачкала, преп. М.Мирзоева). Причем стартовал он сразу как солист Камерного оркестра филармонии под руководством Зарифы Абдуллаевой. О, как умилителен этот момент, когда еще совсем малыш несмело выходит к роялю и вдруг так уверенно исполняет концерт Берковича для фортепиано с оркестром, что по залу проходит искренняя волна восхищения, а кто-то уже не может сдержать возгласов восторга.

Еще один номер и гвоздь первого дня фестиваля - выступление учеников И. Зайдиевой - Марии Гаджиевой и Даниэля Буни (РШИ М. Кажлаева), которые исполнили «Тарантеллу для двух флейт с оркестром» современного композитора Евгения Магалифа. Дагестанские музыканты в последнее время с удовольствием исполняют произведения этого автора, который живет в Америке. И особенно приятно, что сам Евгений Магалиф находится в постоянной связи и общении с музыкантами, их труд ему не безразличен. Так, предстоящее выступление Марии и Даниэля композитор заранее распиарил в соцсетях на весь мир. Его «Тарантелла» - очень радостное, мелодичное произведение. Оно абсолютно отвечает подвижной природе звука флейты и очень подходит для исполнения детьми. Кроме того, это была премьера, в Дагестане «Тарантелла» исполнялась впервые.

В первых двух концертах фестиваля выступили более 50 участников. Не обойтись без упоминания воспитанников Н.Енюкова (ДШИ, Каспийск) скрипачей: Марии Данилюк, Эльдара Сагбетова, Рагимат Магомедовой, Павла Котельникова, которые не впервые на фестивальной сцене и традиционно показывают высокий класс исполнения.

По-прежнему большая доля участников концертов - пианисты. Очень многие из них выступили как солисты оркестра. Преподавателя Татьяну Строцкую (РШИ М. Кажлаева) представляли Ксения Свинцицкая со сложнейшим концертом Гайдна, Марат Рамазанов и другие ученики. Запомнилось также блестящее выступление с концертом Баха Эллы Атрачевой, которую подготовила Диляра Салихова. В прошлом году сенсацией фестиваля стал юный пианист Шамиль Хачалов из Махачкалинской ДШИ №2. В этом году под руководством своего педагога Виталия Сенникова он подготовил технически сложную пьесу Дварионаса «В лесу».

Дербентские музыкальные школы подготовили много прекрасных номеров для фестиваля. В этом году они привезли вокалистов, пианистов. Всем запомнился артистичный номер «Ритмы Кавказа», который исполнил барабанщик Рамиль Талибов из школы №1 (преп. Н.Заманов).

Концерты фестиваля продолжаются, а юные музыканты ждут своего выхода на сцену. Будем надеяться, что это даст им стимул и импульс продолжать свое образование, как бы ни было это сложно, а Дагестан в недалеком будущем будет гордиться своими талантливыми педагогами и великими артистами.

25.11.2013

Газета "Дагестанская правда"Классическую музыку – в студенческую среду

Газета "Дагестанская правда"
Классическую музыку – в студенческую среду
Автор:
В Даггосуниверситете запущен новый культурно-образовательный проект «Университет классический», в котором принимает участие Дагестанская государственная филармония им. Татама Мурадова.

Идея этого проекта принадлежит исполняющему обязанности ректора ДГУ Магомеду Гасанову.

В сентябре он проводил встречу с руководителями творческих организаций, на которой откровенно высказался об удручающе низком общеобразовательном и культурном уровне подавляющего большинства современных молодых людей, не читающих, ничем не интересующихся, не умеющих анализировать окружающую действительность, и результаты этого мы периодически наблюдаем в программах теленовостей. Юноши и девушки, которые по логике жизни должны быть будущим республики, попадают под влияние деструктивных организаций, абсолютно выпадая из социума, и порой это оканчивается трагически.

Конечно, можно во всем обвинить семью и школу, но Магомед Гасанов решил действовать согласно известному афоризму, авторство которого приписывают Марку Аврелию: «Делай, что должен, и будь, что будет», посчитав своим долгом не пускать на самотек культурное воспитание студентов ДГУ.

Нынешний руководитель одного из ведущих вузов республики так комментирует свою позицию: «Руководство университета должно сделать все возможное, чтобы были созданы условия для всестороннего развития студентов. Выпускники должны быть лучшими представителями дагестанской интеллигенции, настоящей элитой общества, не только хорошими специалистами в своей области, но и интеллигентными людьми с большим кругозором. Дагестанский университет должен стать культурным флагманом и постоянно действующей площадкой не только образования, но и повышения интеллектуального уровня молодежи».

В рамках заявленного проекта планируется проводить в стенах ДГУ музыкальные, театральные, литературные вечера, выставки художников, встречи с известными талантливыми людьми нашей республики. Причем это будут не разовые мероприятия, они станут проходить в течение нескольких дней, чтобы их могли посетить тысячи студентов абсолютно всех факультетов. Главная задача - вовлечь не только тот актив, который и так участвует во всех мероприятиях, но и пассивную часть студенческих коллективов.

Даггосфилармония с огромным удовольствием приняла предложение участвовать в этом проекте и открыть его своим выступлением, тем более что заявленные задачи абсолютно созвучны ее собственным целям – просветительству, пропаганде музыкальной культуры, воспитанию слушателей. Художественный руководитель Даггосфилармонии музыковед Ирина Нахтигаль, не сдерживая эмоций, говорит о новом проекте: «На моей памяти – это первый случай, когда руководство учебного заведения столь осознанно и масштабно берется за культурное образование своих воспитанников. Аналогов этому в нашей республике еще не было. Новость, которая меня поразила и еще больше укрепила мою уверенность в серьезности проекта, что руководство ДГУ намерено приобрести рояль для достойного музыкального оформления встреч. Обычно филармония выступает в роли просителя, предлагая свои концерты вузам, а в данном случае продуманное до мелочей приглашение участвовать в таком почетном и достойном деле. У филармонии накоплен огромный багаж специальных концертов – бесед, и мы с радостью покажем все самое лучшее, что могут наши артисты…».

Первая встреча стала, можно сказать, вводным занятием в многообразном мире классической музыки. Студенты познакомились с различными музыкальными жанрами от песни до симфонии. Ирина Нахтигаль вела концерт в своей излюбленной интерактивной форме, вовлекая слушателей в обсуждение. Иллюстрировали действо Камерный оркестр филармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой и солистка Заира Даибова. Прозвучали произведения Моцарта, Баха, Свиридова, Штрауса, Наби Дагирова и других композиторов. Хочется отметить, что молодые люди замечательно восприняли эту встречу и отблагодарили артистов не только овациями и цветами, но и идеальным поведением и вниманием во время концерта, что еще раз убеждает в том, как на самом деле необходимы такие вечера.

Музыкальные лектории проходили в актовом зале физического факультета ДГУ в течение четырех дней, на них побывало более тысячи зрителей. Старт проекту «Университет классический» дан. Над его продолжением будут работать лучшие творческие силы республики.

Успеха и процветания этому благому делу! Есть надежда, что в скором времени в дагестанском обществе что-то начнет меняться в лучшую сторону.

 

 

18.11.2013