ЛЕТНЯЯ ПЛОЩАДКА

Влада Бесараб Русская гитара на бис

– В пресс-релизах, на вашем сайте и др. источниках отдельным пунктом упоминается, что вы – исполнитель, который, цитирую: «активно пропагандирует «русскую гитару», возрождая репертуар и традиции музицирования на семиструнной гитаре». С чего началось ваше увлечение этим инструментом и в чем именно состоит пропагандистская деятельность?

– Началось с того, что мой первый педагог в музыкальной школе Вячеслав Федорович Богачков однажды принес на занятие семиструнную гитару и сказал – попробуй. Это инструмент со своей историей и своими исполнительскими традициями, которые сформировались еще в XIX веке. Семиструнная гитара была настолько популярна в Российской империи, что ее до сих пор везде называют «русской». С чем это связано? Однозначного ответа нет, но так сложилось, что именно этот инструмент идеально подходил для аккомпанирования русской песне и русскому романсу, которые были неотъемлемой частью нашей культуры, отражали душу народа. В начале ХХ в. в жизни страны произошли радикальные перемены, репертуар русской гитары стал восприниматься как пережиток прошлого. Ее даже называли «мещанским инструментом». В учебные программы консерваторий прочно вошла шестиструнная гитара. Выдающийся русский гитарист Сергей Орехов писал: «Я никогда не думал, что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная... Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан». Орехов был не просто блестящим исполнителем, он – настоящий подвижник. С 2007 года в Казани проводится международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». В этом году фестивалю 10 лет, и в третий раз в его рамках мы проводим Международный конкурс им. С. Орехова, как дань памяти этому выдающемуся музыканту. За прошедшие годы фестиваль из регионального события стал одним из крупнейших гитарных фестивалей на территории бывшего СССР. Прошедшие девять фестивалей познакомили казанскую публику и гитарную общественность с целой плеядой новых имен – лидеров мирового и отечественного гитарного исполнительства, гитаростроения и профессурой. Случайных участников в этом проекте нет, мы приглашаем исполнителей мирового уровня, которые обогащают наш опыт, знакомят с новыми программами, причем все обязательно везут самые новые и интересные программы, делятся творческими находками – фестиваль включает в себя мастер-классы, лекции и курсы повышения квалификации.

Влада Бесараб  Русская гитара на бис

 

– А что вам дает педагогическая деятельность, вам нравится преподавать? И насколько популярна гитара в Казани сегодня, много абитуриентов подают документы в консерваторию на отделение гитары?

– Да, мне очень нравится преподавать, это важная часть моей профессиональной реализации, наряду с концертами. Это взаимосвязанные вещи: преподавание дает новое понимание того, что ты делаешь на сцене и зачем, открывает новые возможности. Гитара в Казани сейчас на пике популярности. Когда я поступил в консерваторию, нас было всего три студента-гитариста на все курсы, а в прошлом году, например, на два места претендовало восемь абитуриентов.

– Но речь идет о шестиструнной гитаре, а не о семиструнной?

– Да, конечно, программа консерватории рассчитана на шестиструнную гитару. Возможно, в ближайшее время будет факультатив по русской гитаре. Дело в том, что каждый музыкант хочет строить карьеру – играть конкурсы, получать премии, ездить на фестивали, а это подразумевает стандартный репертуар, который осваивается на шестиструнной гитаре. Но интерес к русской гитаре растет, я могу судить хотя бы по тому, что к третьему конкурсу им. Орехова появились участники, которые подают заявку с двумя инструментами.

– Что ж, будем надеяться, что и дагестанские ребята когда-нибудь станут его участниками. А как вы увлеклись ренессансной лютней?

– Когда я учился в Бельгии в аспирантуре, там обязательно по истории исполнительства на старинных инструментах нужно было освоить старинный инструмент. Преподаватель предложил лютню. Вообще, в мире сейчас очень популярна аутентичная музыка. На Западе берегут свои традиции, тщательно изучают старинную музыку, инструментарий, стилистику. Надеюсь, что и мы к этому придем по отношению к русской гитаре.

– Я читала, что специально для вас был написан концерт для гитары с оркестром. Объясните – это что-то необычное, его как-то особенно сложно писать?

– Исторически гитара не является оркестровым инструментом, но она прекрасно вписывается в палитру красок симфонического оркестра. И этим пользуются композиторы, создавая репертуар, где гитара «соперничает» с оркестром. Сегодня в моем репертуаре более 15 концертов для гитары с оркестром. В апреле планируется запись концерта Рашида Калимуллина с оркестром «La Primavera» для моего третьего альбома.

– Простите за резкий вопрос, но альбомы классической музыки, гитары, в частности, кто-то покупает? Попсу, например, все слушают в инете.

– Московское музыкальное издательство «Арт-Сервис» выпустило два альбома в 2009 и в 2012 гг. Их можно купить через сайт издательства. Я не отслеживал специально продажи, но есть определенный круг ценителей такой музыки, которые покупают диски. На концерты же приходит публика, залы собираются.

– А где профессиональные гитаристы берут инструменты, они дорогие? Доступны ли хорошие инструменты начинающим артистам, особенно в провинции?

– Еще в 90-е годы, когда я учился в Махачкалинском музыкальном училище, в магазинах свободно лежали гитары Ленинградской фабрики музыкальных инструментов (фабрика закрылась в 2005 г. – Прим. ред.). Сейчас достать инструмент не проблема, есть достаточно мастеров – и в России, и за рубежом. Но другое дело найти русскую гитару традиционного звучания, которая бы отвечала твоим запросам. У меня сейчас четыре гитары, две из них – работы известного гитарного мастера Игоря Буданцева. Есть и совершенно уникальный инструмент с добавочным грифом Роберта Архузена 1907 года, которого называют «гитарным Страдивари». Про эту гитару можно сказать, что она меня нашла, а не я ее. Несколько лет назад был с концертом в Иркутске, играл программу «Русская фантазия» – это проект, представляющий традиционный репертуар для русской гитары. После концерта ко мне подошла девушка и предложила купить инструмент, принадлежавший ее отцу. Ей хотелось, чтобы эта гитара жила.

– После окончания консерватории вы осели в Казани, хотя продолжили учебу в Москве, а потом за границей. Так почему же все-таки Казань стала вашим домом, а не Москва?

– Ну это сродни вопросу – а почему вы остались в России?! Потому что так сложилось. В Казани веду несколько крупных проектов, тот же фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» – не просто работа, это мое детище, которому я отдал 10 лет. Казань – очень современный город, центр просвещения, по крайней мере, в том, что касается музыкальной культуры. Мне там комфортно.

 

концерт Лакской песни

Выпусник 2017

"День славянской письменности и культуры"

Музыкальное искусство – жителям Дагестана